Что такое дисклезия?

Дислексия — нарушение речевого аппарата, что обусловлено не сформированными (нарушенными) психическими функциями, которые принимают непосредственное участие в процессе чтения.

Признаки дислексии.

Признаки дислексии — присутствие стойких, повторяемых ошибок в процессе чтения:

- При чтении пациент смешивает звуки.

- Чтение по буквам.

— Искажается структура слогов в словах.

— Прочитанный текст остаётся не осмысленным.

Страдают от дислексии дети.

Наличие данной патологии у ребёнка можно в тот период, когда он достигает дошкольного и школьного возраста.

Способы диагностики заболевания.

Для диагностики специалисту необходимо оценить уровень развития письма, чтения, устных речевых и неречевых способностей пациента.

В случае необходимости врач может назначить аппаратное исследование (ЭхоЭг, ЭЭГ), дополнительные консультации у следующих специалистов: невролог, офтальмолог.

Для борьбы с данной патологией следует направить основное лечение на восстановление устных речевых способностей, а также неречевых функций.

Типы дислексии.

Логопеды различают два типа нарушения речевых функций:

— Частичное нарушение речевых функций в процессе чтения – дислексия.

— Полная неспособность к навыкам чтения – алексия.

— Стоит упомянуть эта патология часто является сопутствующим заболеванием другой неврологической патологии, связанной с нарушениями у человека речи при письме — дисграфии.

Что может спровоцировать возникновение и проявление дислексии?

Предполагается несколько причин, которые могут быть причастны к развитию данной патологии:

Патология биологического характера, которая провоцирует возникновение минимальной дисфункции мозга.

Повреждения перинатального периода: наличие гипоксии мозга у плода в дородовой период, врождённый порок сердца у плода и наличие этой же патологии у матери и так далее.

Поражённая центральная нервная система токсического характера (алкогольное или медикаментозное отравление).

Поражение мозга головы инфекцией (перенесённые женщиной в период беременности такие заболевания, как краснуха, грипп, корь).

Повреждения механического типа при затяжных родах.

Наличие черепно-мозговой травмы.

Детские инфекции, например, полиомиелит.

Истощение.

Социальные факторы: недостаток общения посредством речи, запущенное воспитание.

Дислексия имеет определённую классификацию:

Литеральная дислексия. При ней пациент с трудом усваивает отдельные звуки и буквы.

Вербальная дислексия. Пациент с трудом усваивает чтение слов.

В зависимости от механизма развития данная патология делится на следующие типы:

Фонематическая дислексия. Он характерен наличием у пациента недоразвитой способности к анализу, синтезу и фонематическому анализу.

Семантическая дислексия отличается тем, что пациент при ней бедный словарный запас, не усваивает ситаксические значения и не понимает смысла в структурных закономерностях в построении предложений.

Аграмматический тип дислексии представляет собой несформированный строй грамматической речи, пациент при этом оказывается не способным усваивать морфологию и функциональность в общении.

Мнестический тип дислексии характерна наличием нарушенной способности в памяти, отвечающей за речь. Пациент испытывает трудности в восприятии звуков относительно соответствующих букв.

Оптический тип дислексии. Пациент испытывает сложность в соотношении зрительных пределов с пространственными.

Тактильный тип дислексии. Развивается у пациентов в связи с недостаточно чётким восприятием тактильных функций, обладающим слабым зрением.

Это заболевание необходимо своевременно диагностировать и подвергать лечению, ведь от его результатов зависит будущее ребёнка, его возможности в социальной и профессиональной сфере, личной жизни.

Тест на определение возможных нарушений.

Ребенок научился говорить поздно, медленно пополняет словарный запас или долго не может вспомнить название какого-либо предмета. Иногда возникает путаница в порядке расположения букв в слове или целых слогов, это сильнее выражено при пересказе сказок или мультфильмов и меньше в повседневном разговоре.

Проблемы с запоминанием геометрических фигур, ребенок путает названия или затрудняется нарисовать нужную фигуру. Медленное освоение навыков мелкой моторики (завязывание шнурков, застегивание пуговиц), нарушение координации движений. Часто такие дети путают правую и левую сторону.

Элементарные навыки письма или рисования даются малышу очень тяжело. Ребенку неудобно держать ручку или карандаш, он старается избегать рисования, не может копировать простые символы (палочки, кружочки) или воспроизводит их с ошибками (путает плюс и минус).

Если вы утвердительно ответили на 2 и более вопросов, найдите время ,чтобы посетить логопеда.

В дальнейшем, по мере того, как ребенок начинает готовиться к школе и осваивать азы умения читать, могут появляться жалобы на головную боль, быструю утомляемость. Такие дети стараются под любым предлогом избежать чтения, не понимают смысла написанных слов, не могут пересказать текст.

Иногда дислектик может прищуривать один глаз во время чтения, держать книгу под углом или вверх ногами.

Для борьбы с дислексией среди специалистов распространён метод коррекции заболевания. Коррекция данной патологии подразумевает коррекционную работу со всеми нарушениями в речевой сфере.

Врач – логопед проводит работу над устранением дефектов в произношении звуков, помогает пациенту освоить звукобуквенный и слоговый состав слов.

Как проводить профилактику дислексии?

Профилактические действия по данному заболеванию рекомендуется проводить с дошкольного возраста. Это способствует своевременному развитию у ребёнка зрительных и пространственных представлений, развитию памяти и внимания, аналитических способностей, развитию мелкой моторики.

Большое значение имеет факт преодоления ребёнком проблем с произношением звуков, способность постепенно выстраивать свою устную и письменную речь в соответствии с грамматическими и лексическими правилами.

Очень важно определить наличие заболевания у ребёнка на ранних сроках его развития. Это позволит начать своевременные занятия с логопедом, направленные на коррекцию дислексии, лучше, когда это происходит в дошкольном возрасте ребёнка. Это позволяет подготовить пациента к усвоению грамматического материала.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников.

Если вы заподозрили, что у ребенка есть какая-либо форма дислексии, или он попадает в группу риска, то следующий перечень развивающих заданий и упражнений – для вас. Да и с целью всестороннего развития своего малыша, с целью развивать у него логическое и абстрактное мышление, эти упражнения тоже можно использовать.

Ребусы, кроссворды, загадки. Эти упражнения помогают развивать образность мышления, обогащают словарный запас, формируют ассоциативные связи в головном мозге.

Упражнение «лодочка-замочек». Этот прием эффективен, если ребенок не складывает буквы в слоги. Сочетание согласный и гласный звук обозначается лодочкой и произносится плавно (ма-ши-на), а сочетание двух согласных – замочком (страх, мышка) и произносится отрывисто.

Игра «Вторая половинка». Ребенок должен угадать окончание слова, увидев его первую половину, например мороже (ное), чело (век), теле (фон).

Пропущенные буквы. Например, при написании слова «чемодан» пропускают 2 или 3 буквы, ребенок должен узнать слово и произнести его. Например, л_ебе_ь; к_рус_ль.

medn.ru, childage.ru

Комментарии запрещены.

Рубрики